Анатолий Буров

Пишу о всякой любопытной мне ерунде.

Зачем развиваться

Нужно ли дизайнеру уметь кодить? Или рисовать? Должен ли программист изучать фундаментальные алгоритмы? Обязательно ли знать английский? Пригодится ли математика в жизни хоть кому-нибудь?

На все такие вопросы, по-моему, ответил Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно». Саму книжку горячо рекомендую, и не только молодым родителям, ссылка ниже. А пока вольно перескажу про цель раннего развития.

Автор говорит, что всесторонне развивать ребёнка нужно не затем, чтобы вырастить из него гения. А чтобы раскрыть его потенциальные возможности. Чтобы стало больше радости в его жизни и в мире. Чтобы ребёнок был счастливым.

Короче, чуваки, к’мон! Никто никому ничего не должен. Но широкий кругозор и прокаченные скиллы — это просто кайфово! И обладание ими, и, собственно, процесс обретения.

Практическая польза тоже есть. Перефразируя Генри Форда: если вы думаете, что математика вам пригодится, и если думаете, что не пригодится — вы в любом случае правы. Даже если ваша специализация не требует от вас умения в какие-то штуки, вы сами найдёте, где их применить и получить от работы и жизни дополнительное удовольствие.

Не говоря уже о том, что быть многогранным профессионалом — конкурентное преимущество, без которого дальше будет всё сложней. С ним тоже сложно, разумеется, но гораздо веселей!

Подытоживая: нет, не нужно, не должен, не обязательно. Но суть-то не в этом.

* * *

«После трёх уже поздно»: https://www.artlebedev.ru/baby-club/book/

22 октября  

Апельсин и тфилин

В какой-то очередной книжке про скорочтение говорилось о сосредоточении, как об одном из секретов успеха. Но достичь оного сложно: у человека, типа, слишком широка зона внимания, в центре которой — книжка, а на периферии — окружающая действительность, которая постоянно отвлекает мелочами.

Далее следовало упражнение: представить — а то и на самом деле разместить — у себя на макушке апельсин. Тогда лишнее внимание займётся этим необычным предметом и перестанет дёргаться по пустякам. И можно будет спокойно почитать.

В какой-то момент меня осенило: а уж не этот ли принцип лежит в основе использования тфилин в иудейской традиции?!

Тфилин — это такие особые коробочки, которые кожаными ремешками закрепляют на лбу и на руке во время молитвы. Внутри — четыре отрывка из Торы, в которых, кстати, и описана обязанность их носить.

Получается, что тфилин забирают лишнее внимание, помогая не отвлекаться от молитвы. А гражданским вот приходится довольствоваться апельсинами.

Не знаю, положен ли за подобные параллели отдельный котёл в Геиноме…

19 октября  

Одна проблема за раз

В воспитании детей есть простой принцип: решать максимум три, а лучше — только одну проблему за раз.

Если у ребёнка трудности с поведением, со сном, с едой, с общением и так далее — надо определить какой-то один аспект, и заниматься только им, пока не будет какой-то заметный успех. Потом браться за следующий.

В первую очередь имеет смысл работать над безопасностью. Добиваться, чтобы детёныш реагировал на команду «Стоп». Чтобы не подвергал себя риску на улице. Чтобы дома не лизал розетки.

Когда с безопасностью всё ок, то эффективнее и эффектнее взять ту проблему, с которой дела обстоят лучше всего.

Колоритный пример: если двоечник приносит двойки по русскому, английскому и тройку по математике, то лучше всего нанять единственного репетитора, причём именно по математике. Тогда появится четвёрка, а это уже серьёзное воодушевляющее достижение, которое сподвигнет на следующие подвиги. Брать трёх репетиторов — усложнять и без того тяжёлое положение. А если работать с языками, то будет улучшение с двойки на тройку, что ситуацию заметно не меняет.

Если проблема оказывается неподъёмной — разбивать её на части.

* * *

Что интересно, практически все приёмы для детей остаются верны для взрослых. И этот тоже.

Если всё плохо на работе — надо навести порядок хотя бы в каком-то проекте. Когда бардак в семье — научитесь хоть что-то делать хорошо совместно. Что-то простое, например, вместе накрывать и убирать со стола. Хочется улучшить своё личное существование — определитесь, с чем там не полная катастрофа, и выводите эту штуку на следующий уровень.

Этот же принцип можно выразить и в глобальном секрете успеха в жизни. Не помню, кто говорил, но звучит созвучно: определить, что у тебя получается лучше всего, и делать это изо всех сил.

См. также: книга Марка Форстера «Сделай это завтра», главы о текущей инициативе и бэклоге.

17 октября  

Чисто там, где убирают

Второй закон термодинамики гласит: энтропия возрастает. Энтропия — это мера хаоса. Если говорить о жизни: со временем бардака становится больше.

Книжки и кружки копятся на столе. Поверхности покрываются пылью. Почта набивается письмами, файлы разрозненно появляются на диске. В дизайне и в коде — растёт долг. В процессах проявляются узкие места и неучтенные ситуации. В проектах умножается информация.

Чтобы всегда был порядок, нужно регулярно его наводить. Порядок сам себя не наведёт.

Причём даже не выйдет заготовить впрок: типа, навести красоту раз и навсегда. И не важно, взаимодействовать с системой или отложить и не трогать: во втором случае хаос тоже будет прибавляться, только чуть медленнее.

В запертом доме, в котором никто не живёт, всё равно будут деградировать материалы отделки и мебели. Посуда, которой не пользуются, всё равно покрывается пылью.

Я вдруг подумал, что, возможно, в цифре иначе: можем же, типа, написать эталонную программу и больше её не касаться. Но мы сами меняемся, и идеальное сегодня не так уж хорошо завтра. И мир меняется: другие инструменты, парадигмы, тренды. Спросите вон фронтэндеров, например.

Короче, даже если что-то оставить, там всё равно будет чем заняться.

Итого, порядок надо наводить. В жилище прибираться. В голове, кстати, тоже. Разгребать входящие в почте. Рефакторить код. Подкручивать процессы. Структурировать информацию. Иначе оно всё со временем деградирует, таков закон.

Чисто не там, где не мусорят, а там, где убирают.

15 октября  

Спортивный «промискуитет»

Простите за такой заголовок для привлечения внимания. Всё же заметка будет про физкультуру :—)

У меня вот не получается регулярно заниматься каким-то спортом. Могу пару месяцев делать зарядку по утрам или вечерам, потом надоедает. Абонементы в бассейн тухнут, не дойдя до половины. Железо и тренажёры быстро навевают тоску. А в целом с детства сколько всего было перепробовано — включая лёгкую атлетику, кунфу и шахматы — ух!

Меня это сильно напрягало. Мол, чё как тряпка: не могу как следует соблюсти режим. Никакого постоянства и дисциплины. Не спортсмен, короче.

А потом вдруг догнал: если в понедельник ты пробежал пятёрку, в среду на бадминтоне, в пятницу трёшь щётками кёрлинг-дорожку, в промежутках — отжимания и приседания, а в выходные — многочасовые пешие прогулки и интенсивные интервальные тренировки — то молодец же: физкультура аж семь дней в неделю! Регулярно и дисциплинированно!

С этим пониманием я перестал беспокоиться и начал даже наслаждаться такой «беспорядочностью»: как только начинается скука, можно сразу менять увлечение и мешать в одну кучу фрисби, скакалку, турник и танцы в джамп-стайле! У меня ж нет высоких олимпийских амбиций, а как именно потеть и закрывать цели в фитнес-браслете — не так уж и важно. И никаких обязательств, никакого напряга.

В этом разрезе, кстати, особенно любопытной предстаёт природная сезонность: летом — велик и лодочки, зимой — лыжи и другие лыжи, весной и осенью — … а фиг знает, чё там весной и осенью. Найдётся что-нибудь.

Классно же!

* * *

Пользуясь случаем, хочу объявить, что с удовольствием принимаю приглашения присоединиться к любой развлекательно-физической активности. Или же присоединяйтесь к моей! Давайте спортивно промискуитировать вместе! :—)

Промискуитет — вместе веселей!

12 октября  

Ошибка атрибуции

Есть такое когнитивное искажение — ошибка атрибуции. Проявляется она в том, что люди склонны объяснять свои косяки неудачными обстоятельствами, а чужие — особенностями чужой личности.

Ну, типа, я перестроился как мудак, потому что так сложилось. А обычно я не такой, конечно же. А вон тот баран перестроился как мудак, потому что он мудак и есть.

Или, скажем, я оставил грязную тарелку, потому что торопился и тупо не успел. А домашние оставили грязную посуду, потому что они вообще грязнули и никогда за собой не убирают.

Осознание этой ошибки инвертирует отношение к миру. Во-первых, помогает прощать других людей: ну не повезло чуваку, вот он и сотворил фигню. А во-вторых, не даёт расслабиться самому: если я творю фигню, то лишь я несу ответственность, а не обстоятельства. То, что я не преодолел эти обстоятельства — моя личная особенность, с которой стоит работать.

* * *

А ещё пришла в голову мысль, что это понятие можно вывернуть наизнанку, и оно тоже будет работать: люди склонны считать свои успехи своими достижениями, а успехи других — удачным стечением обстоятельств.

И с этим тоже можно работать.

10 октября  

Эмодзи

Эмодзи (от яп. 絵 [e] — картинка + 文字 [moji] — символ) — классный способ выделить что-то в однородной массе. Их сразу видно, потому что цветные. В тексте даже более заметны, чем жирный шрифт:

Проверь себя

Я использую их для выделения чего угодно:

  1. Заметки в Заметках. У меня большинство — разрозненные каракули. Эмодзи в первой строке выделяют регулярно пополняемые структурированные.
  2. В списке покупок — ведём совместный в Напоминаниях — для нарядности и настроения.
  3. Задачи в Бейскампе
  4. Хэштеги в Таймстрайпе.
  5. В некоторых инструментах — например, MacVim или DayOne — нельзя выделять текст цветным фоном. Эмодзи приходят на помощь.
  6. Людвиг поделился способом выделить вайфайную сеть.

Эмодзи ещё обладают собственным смыслом, чем могут дополнять выделяемое, создавая, например, комический эффект.

Хоть и не по теме заметки, но нельзя не упомянуть об остроумном способе записывать 33-битный ключ звонка в Телеграме с помощью четырех эмодзи, которые легко сверить с собеседником.

Бекапы и шифрование

Две штуки для спокойной жизни:

  1. Бэкапы.
  2. Шифрование.

Ноутбук могут украсть. Или можно самостоятельно утопить его в чашке кофе. Если ноут зашифрован и есть бэкап, катастрофа становится исключительно финансовой. Если есть денежная подушка, то в этот же день покупаешь новый ноутбук и продолжаешь работать, словно ничего не произошло.

У кого нет бэкапа — рвут волосы и горько плачут.

У кого не зашифрован диск — бегут менять пароли, аннулировать кредитные карточки и придумывать, как объяснить ситуацию юристам контрагентов и девушке, присылавшей занятные фото.

Если что, шифрование не тормозит систему: на макбуке по внешним признакам, не залезая в параметры системы, практически невозможно определить, зашифрован ли диск.

Как можно не делать бэкапы в век, когда изобрели Тайм-машину, — не поддаётся объяснению.

Бэкапы и шифрование. И денежная подушка.

2017   приёмы

Красота хранит экран

Простой способ лениво повышать свой уровень — в любой области — много смотреть чужие крутые работы. Классные решения оседают на подкорке, потом всплывают в нужный момент. Дизайнерам особенно рекомендуется смотреть много чужих работ, вдохновляться, мудборды всякие составлять… Да что я вам рассказываю.

Придумал себе такую комбинацию:

  1. Набрал клёвых картинок.
  2. Включил скринсейвер с ними.

Картинки взял с Пинтереса. Скачать отборные картинки пачкой в хорошем качестве поможет расширение для Хрома. Полезно, наверное, слить свои доски, если они есть. Я ленивый, поэтому воспользовался чужими. Пара рекомендаций: Бирман, Борисов, Кулинкович, Майков, Родионов.

Навалил всё в одну папку и как есть скормил скринсейверу:

Теперь комп встречает меня невероятной и любопытной красотой. Глаз радуется, мозг вдохновляется.

Странно, что Пинтерес сам до сих пор не запилил такой скринсейвер.

Побочные эффекты:

  1. Перед работой можно залипнуть на несколько минут.
  2. Мысль: «Вот же люди фигачат! Не то, что…»
  3. Другая мысль: «А ну давай, фигачь ещё лучше!»

Зачем ещё нужен скринсейвер — расскажу в другой раз.

Сочинение на тему «Песня Мауи»

Будучи родителем регулярно слушаю некоторые музыкальные произведения много-много раз подряд. Такое близкое знакомство неизбежно ведёт к накоплению наблюдений. В этот раз поделюсь уловом из песни Мауи в диснеевско-пиксарском мультике «Моана».

В мультиках песни часто бывают чисто декоративным элементом: если убрать, кроме хронометража ничего не изменится. Песня Мауи — важный элемент повествования. Она звучит в первые минуты встречи с настоящим Мауи, знакомит с ним Моану и нас, а также является неотъемлемым монологом героя, без которого в рассказе была бы дыра. Музыку и слова написал Лин-Мануэль Миранда — известный автор мюзиклов, поэтому не удивительно, что песня такая сюжетообразующая. Удивительно, насколько круто она встроена в мультик.

Нравится неоднозначность персонажа: на самом деле он оказывается вовсе не таким ужасным, как его описывала бабушка. В то же время он непрост: его назойливое хвастовство вроде вполне заслужено, очарование — неподдельное, нежелание помогать — объяснимое: он же бог, много чести слушать смертных. Мнимая скромность выражается в эдаком пренебрежительном тоне по отношению к себе: «Just an ordinary demi-guy», «Just my way of being me», «That was just Maui messing around». Классический трикстер и гений, который мимоходом вершит великие дела.

У песни классная вторая часть, которая происходит в мире воображения. Нравится, как трансформируется отношение Моаны в течение всей песни: от сердитого до зачарованного. Во второй части злость исчезла, Моана уже улыбается, поддтанцовывает, принимает в охапку вымышленные фрукты. В конце уже совершенно не слышит, как Мауи прощается и собирается забрать лодку.

Интересно, что персонаж практически дословно срисован с настоящего героя Полинезийских мифов. Упоминаемые в песне подвиги — реальные легенды: поднятие неба, добыча огня, торможение солнца, обуздание ветра, вылавливание островов, убийство угря.

Ещё любопытно, что татуировки нарисованы и анимированы вручную.

Русский перевод песни весьма достойный, озвучка — ну, так. Скала Джонсон — актёр-рестлер, который озвучивает Мауи в оригинале — звучит и выглядит куда бодрее.

Не нравится, что повторяется фраза «Come to think of it»: странно помещать такую длинную и нечастотную цепочку слов в таком коротком тексте дважды.

Огрех: Мауи поёт «’cause Maui can do anything but float», но вскоре делает попытку сбежать вплавь. (Зато отличный выбор слова — не «swim», а именно «float»!)

Посмотрите мультик, он клёвый, и в нём ещё много здоровских песен (а также реплика Мауи: «If you start singing, I’m gonna throw up».)

Ctrl + ↓ Ранее