Анатолий Буров

Пишу о всякой любопытной мне ерунде.

Ctrl + ↑ Позднее

Лекции о химии мозга

Потрясающие 12 лекций о том, как и какие вещества работают в нашем мозгу. Лекции прочитал Вячеслав Дубынин в рамках межфакультетского учебного курса в МГУ весной 2016 года.

Процессы в мозге рассматриваются на уровне отдельных молекул и чуть выше. Курс глубже, чем школьная программа. Дубынин рассказывает просто, но не для дебилов: следить лучше внимательно, не упуская детали и запоминая понятия. Зато в голове выстраивается изящная система из элементов, которые, например, у меня раньше представляли собой бесформенную кашу из обрывочных знаний.

Отдельно хочу отметить, что автор постоянно рассказывает, как эти микроявления проявляются на макроуровне. Вот, мол, кофеин заткнул аденозиновые рецепторы, и мы чувствуем себя менее усталыми, хотя на самом-то деле энергии в организме всё так же мало. Или, например, попшикали спреем, антагонисты альфа-один-рецепторов норадреналина подействовали на стенки сосудов, и плазма — то бишь сопли — перестала вытекать из носа. Куча любопытной информации о том, как работают токсины и наркотики.

Лекции сопровождаются клёвыми слайды, зачастую с авторской анимацией. Слайды насыщенные информацией, с кучей иллюстраций, читаются как «Энциклопедия для детей» Аванты-Плюс.

Слова, которые станут родными: нейроны, дендриты, синапсы, белки, нейромедиаторы, рецепторы, агонисты и антагонисты, ферменты, ацетальдегиддегидрогеназа.

Первая из двенадцати лекций:

Весь плейлист

Умные пираты и сотня золотых

Пятеро пиратов где-то раздобыли честным трудом сто золотых биткоинов. Определились с алгоритмом:

  1. Пираты выстраиваются по старшинству.
  2. Старший предлагает распределение (например, «мне 50 монет, второму — 25, третьему — 15, четвёртому — 10, пятому — ничего»).
  3. Затем пираты, включая предлагающего, голосуют. Если больше половины голосуют «за», на этом и останавливаются.
  4. Если «за» голосует половина состава или меньше, то первого выбрасывают за борт к акулам, и продолжают со второго шага.

Пираты умные, то есть рассуждают логически. При этом каждый знает, что остальные такие же умные. Они жизнелюбивые, жадные, но не кровожадные. Задача честная, безо всяких там «а потом он выхватил саблю…»

Получается, что первый пират должен предложить такое распределение, который сразу примет большинство.

Какое?

Ответом на задачу считается пять чисел и разъяснение.

2016   задачи

Следить по нотам

На уроках музыкальной литературы мы изучаем и слушаем разные произведения. Перед тем, как включить музыку, выдают клавиры — напечатанные ноты, по которым нужно следить за музыкой.

Процесс действительно увлекательный. Если произведение знакомое, можно заметить что-то, чего раньше не слышал. Или обратить внимание на какие-то странные значки. Наконец, разобрать слова в вокальных партиях. Плюс как-никак тренируется читка с листа: в мозге неосознанно устанавливаются связи между записью и звучанием. Но как оказалось, это всё не главное.

После пары уроков я спросил у преподавателя: а чего, собственно, мы должны увидеть в клавирах, за чем следить? Преподаватель толком ничего не ответил, и я решил, что это просто такая малоосмысленная традиция, какие бывает в школах.

Разгадка пришла спустя несколько занятий, когда мы слушали какую-то оперу Римского-Корсакова, для которой клавиров не оказалось. Уже через пару минут внимание начинает размываться, мысли — уплывать, глаза — закрываться.

Слежение по нотам за музыкальным произведением — невероятной простоты приём, как заставить целый класс детей (и не только) внимательно слушать музыку.

* * *

Предлагаю попробовать одновременно послушать и почитать те самые токкату и фугу Баха:

Пдф с нотами  1 МБ

Игра в литеру «Р»

В стародавние времена друзья представили игру в литеру «Р». По правилам игры разрешается разговаривать строго фразами, содержащими литеру «р». Каждый произносимый речевой фрагмент непременно её содержит по требованию. Впрочем, разрешено употреблять краткие морфологические отрезки вроде предлогов и прочих, а то игра превратилась бы во что-то нереальное и неинтересное.

Чтобы игра набрала обороты, требуется время. По-первости сопротивление нейронного аппарата крайне тормозит речь. Подбирать разрешённые средства выражения для разъяснения персонального размышления невероятно трудно. И проблема кратких вечеринок как раз в краткости: огорчительно недостаточно времени для разгона.

Игра проходит на ура при продолжительном дружественном времяпрепровождении: трип в другую страну, на конференцию и другое. С практикой и тренировкой приходит охреневание от процесса. Кроме того, обращаешь внутренний взор на то, что поразительно огромный ассортимент стандартных фраз содержат нормативную литеру. Яркий пример: «осторожно, двери закрываются». Ну и со временем размышляющий агрегат тренируется быстро оперировать литерами и фразами, народ преодолевает трудности, и разговор устремляется бурной рекой из секретного словохранилища.

Короче, попробуйте! Рекомендую!

Как в первый раз

Чтобы взяли в музыкальную школу — даже во взрослую — надо пройти вступительные испытания. Одно из заданий — спеть а капелла заранее подготовленную песню.

Преподаватели ругаются, что куча поступающих выбирают «Луч солнца золотого». Песня, говорят, мелодически сложная, диапазон огромный, да и поющие пытаются скопировать исполнение Магомаева со всеми украшениями. В итоге получается… ммм… такое себе пение.

Но поступающие же ещё не знают всего этого! Собственно, они и пришли, чтобы научиться. Негодование преподавателей схоже с руганью тётушки, которая из окошка на почте сетует на «тупого» юношу, неправильно заполнившего бланк.

Можно понять тётушку, которая не может взглянуть на вещи глазами новичка. Но у человека, который учит других, это должен быть главный навык. Юноши не тупые, у них просто нет конкретно этих специальных знаний.

Да и в целом, если люди станут чаще думать о чужой точке зрения, жить станет веселее.

* * *

Два года назад на вступительном экзамене я решил петь про коня (тоже распространённый выбор). После первого куплета экзаменаторы вздохнули, переглянулись, один нажал клавишу рояля и попросил воспроизвести голосом ноту. Я поискал её, нашёл, и меня отпустили с миром. Поступил.