Одна проблема за раз
В воспитании детей есть простой принцип: решать максимум три, а лучше — только одну проблему за раз.
Если у ребёнка трудности с поведением, со сном, с едой, с общением и так далее — надо определить какой-то один аспект, и заниматься только им, пока не будет какой-то заметный успех. Потом браться за следующий.
В первую очередь имеет смысл работать над безопасностью. Добиваться, чтобы детёныш реагировал на команду «Стоп». Чтобы не подвергал себя риску на улице. Чтобы дома не лизал розетки.
Когда с безопасностью всё ок, то эффективнее и эффектнее взять ту проблему, с которой дела обстоят лучше всего.
Колоритный пример: если двоечник приносит двойки по русскому, английскому и тройку по математике, то лучше всего нанять единственного репетитора, причём именно по математике. Тогда появится четвёрка, а это уже серьёзное воодушевляющее достижение, которое сподвигнет на следующие подвиги. Брать трёх репетиторов — усложнять и без того тяжёлое положение. А если работать с языками, то будет улучшение с двойки на тройку, что ситуацию заметно не меняет.
Если проблема оказывается неподъёмной — разбивать её на части.
* * *
Что интересно, практически все приёмы для детей остаются верны для взрослых. И этот тоже.
Если всё плохо на работе — надо навести порядок хотя бы в каком-то проекте. Когда бардак в семье — научитесь хоть что-то делать хорошо совместно. Что-то простое, например, вместе накрывать и убирать со стола. Хочется улучшить своё личное существование — определитесь, с чем там не полная катастрофа, и выводите эту штуку на следующий уровень.
Этот же принцип можно выразить и в глобальном секрете успеха в жизни. Не помню, кто говорил, но звучит созвучно: определить, что у тебя получается лучше всего, и делать это изо всех сил.
См. также: книга Марка Форстера «Сделай это завтра», главы о текущей инициативе и бэклоге.